Методические рекомендации по использования в образовательном процессе учебного пособия "Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны" для 1-4 классов
Методические рекомендации по использования в образовательном процессе учебного пособия "Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны" для 5-9 классов
Методические рекомендации доведены до сведения педагогов на совещании при директоре (29.09.2023, протокол №1)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации предложений Генеральной прокуратуры по увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа на 2024 год в Гродненском районе, утвержденный председателем Гродненского районного исполнительного комитета В.В. Хелским
ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТЫ
"Партизаны Беларуси" - персонифицировать героев-партизан, сохранить и увековечить Память об этих людях, донести ее до молодого подрастающего поколения, через пример мужества и героизма воспитать у современного поколения чувство патриотизма, долга и ответственности - вот лишь те немногие задачи, которые уже решает интернет-портал.
"Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны" - содержит сведения о белорусских деревнях, уничтоженных полностью и частично с населением и без жителей, построена по алфавитному принципу и состоит из двух частей: информационной и иллюстрационной.
Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа
Интерактивная карта памятников истории Великой Отечественной войны на территории города Гродно (воинские захоронения, памятники, мемориальные доски и памятные знаки) «Звездочка на карте района»
УЧИТЕЛЬ ОЗЕРСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ВОССТАНОВИЛА ХРОНИКУ ГЕТТО В ОЗЕРАХ
Учитель истории и обществоведения Озерской средней школы Марина Косицкая уже несколько лет исследует тему массового истребления евреев в Гродно и Гродненском районе. По крупицам она восстановила хронику гетто в Озерах. О том, что происходило в этом филиале ада на Земле, Марина Чеславовна рассказала «Перспективе».
За колючей проволокой
Евреи стали массово селиться в Озерах после вхождения белорусских земель в состав Российской империи и установления черты оседлости. В 1829 году тут проживали 673 представителя этой нации, которым принадлежали 73 дома. В 1830-40-е в местечке насчитывалось 9 винокурен, 6 магазинов, еврейская типография, в которой был издан талмуд с дополнениями Альфонса в 4 томах.
К 1897 году еврейская община выросла до 1 392 человек – 42,2% от всего населения. Многие из них держали магазины и лавки на улице Гродненской (нынешняя Советская). По субботам и религиозным праздникам сыновья и дочери Израиля ходили в деревянную синагогу около улицы Школьной. Построенная в конце XVIII века, она сгорела перед Первой мировой войной, но в скором времени евреи из французского отделения на том же месте возвели новую. В Озерах также действовала молитвенная школа.
С началом Второй мировой войны населенный пункт оказался в составе Белостокской области БССР, с 1940 года стал центром сельсовета. Однако Великая Отечественная война перечеркнула все планы советского руководства. В занятой в конце июня 1941 года деревне для управления захваченными территориями оккупанты создали Озерский амсткомиссариат № 4, который входил в Гродненский окружной комиссариат Белостокского округа. Там же базировались части Общих СС.
В конце июня 1941 г. на улице Скидельской расположился пост полевой жандармерии. А примерно через месяц немцы распорядились привезти с лесозавода столбы длиной 4,5 м и заставили еврейских мужчин копать ямы. Сваи установили между мостом и домами по улице Гродненской со стороны озера Кань, по улице Рыбацкой и вдоль берега водоема. В августе или сентябре 1941 года на огороженный колючей проволокой и обнесенный рвом пятачок согнали 1 370 евреев как из Озер, так и из соседних деревень и местечек: Нового Двора, Поречья, Василишек, Эйшишек и Петкова.
Желтая лата
Для узников гетто настали черные дни. Отныне их жизнь подчинялась многочисленным правилам. Например, самовольно покидать территорию евреям строго-настрого запрещали. Тем, кого обнаруживали за пределами периметра без соответствующего пропуска, грозил расстрел на месте или смертная казнь через повешение. И всё же некоторым удавалось незаметно выскользнуть из гетто. Одна из жительниц Озер Любовь Качан вспоминала, как к ним на лодке несколько раз приплывал знакомый еврей Лейб и родители давали ему картофель, крупы.
«Людям второго сорта» не разрешали ходить по тротуарам, только по проезжей части. Их обязали носить белые повязки с голубой шестиконечной звездой. Впоследствии эти опознавательные знаки заменили на «желтые латы» со звездой, которые нашивались на верхнюю одежду на груди и спине. При встрече с немцем еврею предписывалось снимать головной убор и кланяться.
Изолированных в гетто постоянно подвергали издевательствам, пыткам, расправам, оскорблениям. Так, по словам Ирины Савкиной, доктора Якова Гордона заставляли лезть на высокий столб и прыгать в воду. Выходя из барака утром, никто не знал, доживет ли до вечера: за малейшую оплошность его могли жестоко избить, застрелить, бросить в передвижную газовую камеру-душегубку.
Под страхом смерти или отправки в концлагеря всех мужчин и женщин от 16 до 60 лет принуждали к каторжным работам на нужды Третьего Рейха. При этом ни копейки за 12-часовой поистине рабский труд им не причиталось. Вместо этого выделялся крайне скудный продовольственный паек. Обменять же какие-никакие пожитки на муку, хлеб, картошку получалось далеко не у всех «неарийцев»: надзиратели обирали их до нитки. Грязь, нищета, болезни и голод стали постоянными спутниками обитателей гетто. Благо особо сердобольные сельчане, не боясь наказания, перебрасывали продукты питания за ограждение. К тому же среди евреев было немало хороших швей, к которым местные обращались с просьбой подлатать одежду. За услуги мастериц они расплачивались съестным.
Билет в один конец
Вторая волна Холокоста прокатилась по западным областям Беларуси в 1942 году, после того как в январе на Ванзейской конференции обсудили политику «окончательного решения еврейского вопроса». Карательные операции на территории Гродненского уезда, как правило, проводили резервные полицейские батальоны № 1 и № 91.
К этому времени партизанское и подпольное движение на Гродненщине превратилось в силу, с которой немцы уже не могли не считаться: огромное влияние на его подъем оказала победа советских войск под Москвой. В ночь с воскресенья на понедельник 14 июля 1942 года партизанский отряд под командованием Георгия Картухина разгромил вражеский гарнизон в Озерах. Народные мстители открыли ворота гетто. Однако, как позже рассказывал один из партизан по фамилии Потапов, уйти в лес согласились только 17 человек. К сожалению, многие не поверили, что их собираются уничтожить, и отказались бежать.
По одним данным, гетто в Озерах стерли с лица земли 2 ноября 1942 года, по другим – не позднее 5 марта 1943-го. Нацисты собрали всех, у кого были лошади и повозки, у ворот на рыночной площади. Евреям приказали садиться в повозки по 8-9 человек. До самого вечера из Озер в Гродно следовали колонны из 50-60 телег с живым грузом. Опустевшие жилища фашисты еще раз обыскали: всех, кто не мог передвигаться либо попытался скрыться, расстреляли на месте. Брошенные в спешке вещи и ценности гитлеровцы вывезли и продали. В сохранившихся документах немецких оккупационных властей указано, что выручка за имущество заключенных гетто в Озерах составила 57 051,09 рейхсмарки.
Часть депортируемых отвезли в гетто №1, которое включало в себя улицы Замковая, Большая Троицкая, Виленская и Советская. Других же доставили в гетто № 2, которое размещалось в районе проспекта Космонавтов, улиц Антонова, Лидская и Полиграфистов (бывшая «Слободка»). Оттуда их перевели в транзитный лагерь Колбасино. К началу декабря там находились евреи из Гродно, Скиделя, Озер, Одельска, Острино, Лунно, Сопоцкина, Нового Двора, Суховоли, Сокулки, Индуры, Поречья, Каменки. Но в конечном счете всем была уготована одна судьба – смерть в концлагерях Треблинка и Освенцим.
Весной 1943 г. гитлеровцы отчитались о ликвидации гетто в Гродно и окрестностях, где за всё время существования встретили смерть свыше 40 тысяч невинных людей. Коричневая чума выкосила 20 577 гродненцев и 9 322 жителя Гродненского уезда еврейского происхождения.
Вместе с целым еврейским кварталом в Озерах бесследно исчезли объекты исторического наследия. Деревню освободили 13 июля 1944 года. Отступая, немецкие солдаты сожгли деревянный костел, синагогу и молитвенный дом. Но если католики вернули свою святыню в 1994 году, то памятники еврейской архитектуры так и не восстали из пепла.
27 января во всем мире объявлено Днем памяти жертв Холокоста. К сожалению, в агрогородке до сих пор нет не только памятного знака, но и мемориальной доски замученным здесь узникам гетто. Однако трагедия тех страшных лет забвению не подлежит. Хочется верить, что в Год исторической памяти погибшие от рук нацистов евреи из Озер наконец удостоятся реквиема в камне.
Источник:https://rgazeta.by/
Сестры Хатыни: Зиняки. История о скорбной судьбе сожженной деревни
Сгоревших заживо – 419. Выживших – 23.
У истории есть страницы, которые нельзя забыть. Тысячами исчисляется количество населенных пунктов, сожженных фашистами в годы Великой Отечественной войны дотла. Деревни полыхали в огне вместе с мирными жителями – стариками, женщинами, детьми… Чудовищные преступления гитлеровцев на белорусской земле отбиваются в сердцах поколений звоном колоколов Хатыни. На Гродненщине трагичная судьба постигла многие деревни – Шауличи, Зиняки, Княжеводцы… Все они – "Сестры Хатыни".
22 января 1944 года фашисты сожгли деревню Зиняки Щучинского района вместе с ее жителями. Так жестоко они отомстили зиняковцам за их связь с партизанами, которые активно действовали вокруг села. В пламени погибли 419 сельчан из Зиняков и 65 жителей других деревень.
На месте массового захоронения сожженных заживо людей в 1967 году был установлен обелиск, а в 1988-м создан мемориальный комплекс. Скульптура одинокой и величественной женщины с младенцем на руках словно говорит: мы умерли, но не сдались. А фамилии земляков на бетонной стеле напоминают о каждом, чью жизнь погубили фашисты.
«Казалось, я горел со своими близкими и земляками в том аду…»
Из воспоминаний Михаила Журуна:
– Нелегко жить с такой ношей на сердце, – говорил Михаил Иосифович Журун – еще один зиняковец, которого судьба уберегла от страшной смерти. – В ночь на 22 января я остался у сестры в Карпановцах. Там тоже было неспокойно. Ползли слухи, что каратели что-то против Зиняков затевают. Хотел утром бежать домой, да сестра на шею кинулась, плакала-молила, чтобы не ходил: «Им не поможешь, а сам пропадешь». Но я не удержался – побежал. Да поздно! Фашисты еще с ночи Зиняки окружили… Я издали, с горочки видел, как к нашей хате немцы подошли, как сгоняли людей, скотину забирали, кур ловили. Прежде чем поджечь деревню, все награбленное добро положили на заранее подготовленные телеги.
Наша хата загорелась в полдень. Людей, согнанных в гумна, жгли в нескольких местах. Кто пытался убежать, расстреливали. Мое сердце истекало кровью. Казалось, я горел со своими близкими и земляками в том аду…
Михаил долго скрывался в лесу. Затем присоединился к партизанам. После освобождения Беларуси ушел на фронт. Много раз был на волоске от смерти. Был тяжело ранен, лечился в госпитале. Получил награды – медаль «За отвагу», орден Красной Звезды и другие.
Чудом избежали жуткого пекла Александр Куц и три его сестры: родители спрятали их в схрон – убежище под хлевом. Выжил и Иван Поливко, который вместе с мамой и двоюродной сестрой пробрались к лесу и спрятались в соседней деревне. Этих людей больше нет на свете, они дожили до старости с грузом тяжелейших воспоминаний, которые никогда не давали им покоя.
Как рассказывала Валентина Матвеевна Журун, ее муж часто просыпался по ночам от болезненных воспоминаний. Столько времени прошло, а душа его все болела…
Михаил Иосифович и Валентина Матвеевна прожили долгую супружескую жизнь. Держались друг друга, жалели, уважали. Троих детей воспитали, те подарили им внуков и правнуков. Историю отца и сожженной деревни от имени всех ее потомков на митингах ныне рассказывает их дочь Лилия Чеботаревич.
«Война не отпустила. Словно все было вчера…»
Из воспоминаний Сергея Шинкевича:
– Время стерло из памяти ненужное, неважное, – говорил Сергей Андреевич Шинкевич, живущий на хуторе близ деревни. – Но трагедию Зиняков забыть невозможно. Это не укладывается в голове: за что, почему, для чего столько безвинных жертв? Как будто все было только вчера ...
22 января 1944 года Сергей Андреевич потерял жену, всех ее родственников и двоих своих детей. Новорожденному сыночку, который накануне трагедии появился на свет, даже имя дать не успели. Никого не пощадили, нелюди…
Мужчина до самой смерти приходил к мемориалу. Вспоминал, рассуждал, плакал. Рассказывал своим без поры ушедшим родным о своей жизни и обо всем, что творится в мире. По своей родне даже отдельный памятник поставил у мемориала. Сам прожил непростую, полную испытаний жизнь. Партизанил. А после освобождения Беларуси вместе с земляками ушел на фронт. С боями дошел до Берлина. Был тяжело ранен. Награжден орденом Великой Отечественной войны и множеством медалей, самой дорогой из которых была «За победу над Германией».
Имел личную благодарность маршала Советского Союза Георгия Жукова, множество грамот, которые хранил с 1945 года. По этим пожелтевшим от времени, бесценным летописям героизма наших земляков можно изучать историю Великой Отечественной.
Информационные базы, посредством которых можно узнать о судьбе людей в годы Великой Отечественной войны:
- Список личного состава, списки потерь и пленных/пропавших без вести https://obd-memorial.ru/html/
- Списки партизан на территории БССР https://partizany.by/
- Собрание оцифрованных фотографий периода Второй Мировой войны https://waralbum.ru/
"ГРОДНЕНСКИЙ РЕГИОН - ЭТО НЕ ТОЛЬКО НЕМЦЫ, ЭТО И АРМИЯ КРАЙОВА". СПЕЦИАЛИСТ О ДЕЛЕ ПО ГЕНОЦИДУ
Преподаватели и студенты Гродненского государственного университета помогают прокуратуре Гродненской области в сборе информации по делу о геноциде белорусского народа. Об этом в проекте "Страна говорит" на YouTube-канале БЕЛТА рассказал заведующий кафедрой туризма и культурного наследия факультета истории, коммуникации и туризма УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы" Андрей Гецевич.
По его словам, студенты исторических специальностей ГрГУ активно занимаются поисковой работой. Кроме того, в университете уже два года функционирует студенческая лаборатория "Память Великой Отечественной войны". "Главное, что со студентами работают специалисты, которые сами погружены в эту тему. Доктор исторических наук Эдмунд Станиславович Ярмусик - человек, который детально все эти вопросы изучает, и под его руководством проводится и поисковая, и исследовательская работа. Да, может быть, хотелось бы больше, и со временем так оно и будет, но начало положено", - добавил историк.
Как отметил Андрей Гецевич, специалисты и преподаватели университета также помогают прокуратуре Гродненской области в поиске и сборе информации по делу о геноциде белорусского народа. Историки обрабатывают информацию о людях, которые проходят по ряду дел и свидетелями, и жертвами, и обвиняемыми. "Гродненский регион - это не только немцы, немецкое зверство, это еще и Армия Крайова. Здесь тоже своеобразный пласт, который необходимо исследовать. У нас есть такие специалисты, поэтому прокуратура Гродненской области активно нас привлекает к работе", - подчеркнул Андрей Гецевич.
Источник: https://rgazeta.by
Навуковая работа "Злачынствы фашызму: генацыд на Гродзеншчыне” (сакавік 2024)
27 марта 2024
Учащимися 10 класса Анастасией Жордочкиной, учащимся 7 класса Косицким Даниилом на районной научно-практической конференции "Первые шаги в науку" представлен работа "Злачынствы фашызму: генацыд на Гродзеншчыне". Работа учащихся отмечена дипломом 1 степени. Поздравляем!
21 марта 2024
Учителем истории М.Ч. Косицкой и учащейся 10 класса Анастасией Жордочкиной подготовлена "Книга памяти", в которой отражены воспоминания бывших малолетних узников о страшных событиях ВОВ
РАБОТА "ХАЛАКОСТ - ТРАГІЧНАЯ ГІСТОРЫЯ ГАБРЭЯЎ ГРОДЗЕНШЧЫНЫ"
5 декабря 2023
Информационный стенд "Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны"
1 декабря 2023
Геноцид – это преступление, которое не имеет срока давности. О трагедиях прошлого необходимо помнить, дабы настоящее не напомнило нам о них трагедиями дня сегодняшнего. Тематический классный час "Память и боль белорусской земли" прошел в 5 Б классе
Информация о местах памяти (жертвах геноцида)
Мемориальный комплекс "Тростенец"
Созданный фашистами кровавый лагерь "Тростенец" стал самым крупным на территории Советского Союза и четвертым в Европе после печально известных "Освенцима", "Майданека" и "Треблинки". По официальным данным, на "фабрике смерти" в окрестностях Минска погибли 206,5 тысячи человек, но есть свидетельства, что жертв было гораздо больше. "Тростенец" объединял несколько мест жестокой расправы: трудовой концлагерь у деревни Малый Тростенец, урочище Благовщина, где проводились массовые расстрелы, урочище Шашковка, где тела убитых жгли в огромной "яме-печи"… К 70-летию Великой Победы на территории бывшего лагеря смерти был основан грандиозный мемориальный комплекс – символ национальной и общечеловеческой памяти о жертвах нацизма.
В "Тростенце" фашисты уничтожали мирных жителей и военнопленных, узников Минского гетто, участников подполья и партизан, евреев, вывезенных из Польши, Австрии, Германии, Чехословакии и других европейских государств.
Мемориал "Яма", посвященный жертвам Холокоста
Мемориал "Яма" в Минске – трагическое напоминание о бесчеловечности нацистов, символ вечной боли и скорби. Во время Великой Отечественной войны в оккупированной белорусской столице было создано одно из крупнейших в Европе гетто для уничтожения евреев: к концу октября 1943-го здесь истребили более 100 тысяч человек. Среди многочисленных убийств и погромов в историю вошла кровавая бойня 2 марта 1942 года, когда фашисты расстреляли более 5 тысяч евреев, в том числе 200 сирот из детского дома вместе с воспитателями и медперсоналом. Тысячи тел людей, убитых в Минском гетто, сваливали в яму, где сейчас находится впечатляющий мемориал. В его центре – памятный обелиск из черного мрамора, установленный еще в 1947 году, а к вымощенной вручную глубокой яме ведёт лестница-композиция "Последний путь": 27 бронзовых фигур, словно безликие тени, спускаются, чтобы быть убитыми.
Около "Ямы" посажена аллея Праведников народов мира, где увековечены имена белорусов, которые под страхом смерти спасали людей еврейской национальности. Всего в годы войны на территории Беларуси существовало свыше 100 гетто, куда для ликвидации привозили евреев из Германии, Польши, Австрии и других стран.
Мемориальный комплекс "Детям – жертвам войны"
Единственный в мире мемориал, посвященный детям – жертвам Великой Отечественной войны, находится в деревне Красный Берег. В 1943 году фашисты создали здесь лагерь, где самыми жестокими, бесчеловечными способами из детей выкачивали кровь для госпиталей гитлеровской армии. В XXI веке на месте гибели 1990 человек появился мемориал, над проектом которого работали архитекторы под руководством автора комплекса "Хатынь" Леонида Левина. У входа посетителей встречает бронзовая фигурка девочки со скрещенными руками. От площади Солнца расходятся аллеи-лучи, один из которых – "Луч памяти" – пересекает пустой класс, где только 21 белая парта и черная доска с письмом узницы Кати Сусаниной отцу. На фоне витражей с трогательными рисунками установлен символ несбывшихся детских надежд – "Бумажный кораблик"…
Мемориал в Красном Береге окружает старинный яблоневый сад, невольно ставший еще одним символом кровавой трагедии деревни. По преданию, местный ботаник Незведский высадил здесь китайские яблони, которые весной покрывались алой пеной цветов, а осенью – "капельками" ярко-красных яблок.
Мемориальный комплекс "Озаричи"
Жестокий лагерь смерти просуществовал всего две недели, но за это время фашисты успели истребить не менее 20 тысяч человек. В марте 1944 года его создали по приказу Гитлера в окрестностях деревни Озаричи на Полесье, чтобы не только замучить пленных, но и ослабить наступающую Красную Армию. Сюда – в край болот – свозили больных сыпным тифом и другими инфекциями, которые могли быстро распространиться среди местных жителей и советских солдат. На территории Озаричской зоны смерти, объединявшей несколько мест, не было построек: женщин, детей и стариков держали под открытым небом, а подступы к лагерю были заминированы. Из этого ужаса освободители спасли свыше 30 тысяч пленников, среди которых больше половины – дети. В 1965 году был создан мемориал, объединяющий три белые стелы – символ Озаричских лагерей – на которых изображены узники и высечены имена.
В 2004 году открылся музей памяти жертв Озаричской зоны смерти, где собраны уникальные материалы: воспоминания и записи голосов очевидцев, документы, фотографии, переписка с бывшими узниками и освободителями.
Результаты проведения архивно-исследовательской работы:
МУЛЬТИФОРМАТНЫЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ОБЕЛИСКИ ВЕЛИКОГО ПОДВИГА"