Советы педагога социального

О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Воспитание культуры здоровья в условиях семьи

Формирование здорового образа жизни в семье

Памятка по здоровому образ жизни

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни

Детское любопытство безгранично, дети хотят все знать о себе и о мире, в котором живут. Они имеют право знать все о своем физическом и эмоциональном развитии, о строении организма, о болезнях, которые могут их поразить.

Знать свои слабые и сильные стороны, научиться помогать себе в различных ситуациях, укреплять свою волю и тело. В этом возрасте формируются привычки, которые впоследствии должны стать необходимостью.

Потребность в здоровом образе жизни формируется у детей в том числе и через систему знаний и представлений, осознанного отношения к занятиям физической культурой.

Сегодня много говорят о здоровом образе жизни, в том числе и детей, а что же конкретно относится к понятию здоровый образ жизни?

Прежде всего, самым главным разделом является:

- режим дня (когда соответственно возрасту ребенка, а также индивидуальным особенностям идет смена режима активности и отдыха)

- режим рационального питания.

- закаливание.


10 шагов к здоровью школьника:

Соблюдайте режим дня

Под режимом понимают чёткий план деятельности на день, при котором ежедневно совершаются однотипные действия: чистка зубов, приём пищи, приготовление уроков, посещение секций, кружков, свободное время, сон. Когда школьник имеет распорядок дня, он быстрее и эффективнее адаптируется к учёбе, больше успевает, и в результате – учебный материал усваивается лучше, успехи в школе повышают самооценку, формируется позитивный настрой на учёбу.

Особое внимание в режиме дня следует уделить достаточному сну.

Помните, продолжительность сна у детей-школьников меняется с возрастом и составляет:

  • в 7–10 лет – 11–10 часов; 
  • в 11–14 лет – 10–9 часов;
  • в 15–17 лет – 9–8 часов.

Следите за осанкой

Проблемы с осанкой обостряются в школе. Дело в вынужденной позе, которая постепенно становится привычной. Посадка должна быть прямолинейной. Спина должна немного прогибаться в пояснице, плечи опущены. Оптимально, чтобы ребёнок не откидывался на спинку стула, а держал спину самостоятельно.

Нужно приучить ребёнка сидеть, не опираясь и не облокачиваясь, так он привыкнет держать в тонусе мышцы, которые поддерживают поясничный отдел, то есть мышцы спины и брюшного пресса. Важно следить за тем, чтобы ребёнок не подавался головой вперед, вытягивая шею. То есть он должен сидеть близко к столу и на подходящем его росту уровне.

Питайтесь правильно

Полноценное питание – одно из основных условий сохранения здоровья. Недостаточное питание или переедание способствуют нарушению обмена веществ и появлению многих заболеваний. Питаться школьник должен регулярно, соблюдая режим, и как минимум 4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин. Рацион должен быть адекватен энергозатратам ребёнка. Дети школьного возраста нуждаются в сбалансированном питании с высоким содержанием витаминов и микроэлементов, которое поможет их организму развиваться и оставаться здоровым.

Сохраняйте здоровье глаз

Учёба в школе всегда сопряжена с повышенной зрительной нагрузкой. Для того чтобы избежать расстройств зрения, следует соблюдать несколько правил:

  • не перенапрягать зрение — в перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут (домашние занятия учащихся 1-2-х классов не более 1,5-2 часов, 3-4-х классов – 2 часов, старших школьников – не более 3-4 часов);
  • ограничить до минимума время работы за компьютером;
  • отказаться от длительного просмотра телевизионных программ;
  • потреблять в пищу продукты, богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо);
  • следить за гигиеной глаз;
  • научить ребёнка гимнастике для глаз;
  • создать хорошее освещение рабочего места школьника.

Не перегружайте

Каждый родитель хочет для своего ребёнка самого лучшего. Учёба, творческие кружки, спортивные секции, иностранные языки, развивающие занятия, полезные выходные с походами в театры и музеи – и это далеко не полный список. Но зачастую детский организм не выдерживает такой нагрузки и, конечно, всё отражается на здоровье. Чтобы избежать этих проблем, необходимо правильно планировать дополнительные занятия, режим дня ребёнка обязательно должен предусматривать свободное время. Не требуйте от детей многого и помните – во всём должна быть мера.

Поощряйте движение

Двигательная активность несёт в себе огромный оздоровительный потенциал. Физическая активность способствует правильному росту и развитию костного скелета и мускулатуры, кроме того, достаточная двигательная нагрузка является отличным профилактикой переутомления. Подвижные игры, пешие прогулки, бег, туристические походы, различные виды спорта – любая двигательная активность будет лишь на пользу вашему ребёнку.

Гигиена – залог здоровья

Гигиена школьника включает в себя целый комплекс правил и регулярных действий, которые направлены на поддержание чистоты и здоровья. Незнание и невыполнение правил личной гигиены приводит к нарушению защитных функций организма и развитию различных заболеваний. Кроме того, регулярное поддержание чистоты собственного тела и личных вещей учит ребёнка быть внимательным, организованным и ответственным.

Сохраняйте здоровые отношения в семье

Для ребёнка семья является первым и главным опытом общения с окружающим миром, поэтому любовь и забота родителей через общение, поддержку и внимание – важное условие для формирования полноценной личности. Более того, добрые, дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника.

Прививайтесь

Защита ребёнка от инфекции – забота родителей.  На сегодняшний день самым эффективным способом предотвратить распространение инфекций была и остается вакцинация. Любой родитель, стремящийся защитить своего ребёнка, должен знать о необходимых вакцинах, графике их введения и вовремя приводить ребёнка в прививочный кабинет.

Будьте примером

То, что прививают ребёнку с детства и показывают в его семье, определяет всё его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, к своему здоровью, образу жизни. Поэтому родители сами должны соблюдать принципы здорового образа жизни и быть примером для своих детей.

Соблюдая эти несложные правила, вы закладываете основу сохранения и укрепления здоровья вашего ребёнка не только в школьные годы, но и в последующей взрослой жизни.

 

СТОП! НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Уважаемые родители!

Оградите детей от участия в несанкционированных массовых мероприятиях!

Снижение возраста тех, кто приходит на вышеуказанные мероприятия, вызывает беспокойство всех структур и организаций, занимающихся воспитанием подрастающего населения. Подростки, вовлеченные в несанкционированные митинги и акции, подвергаются опасности быть вовлеченными в массовые беспорядки, правонарушения и преступления.

Участие несовершеннолетних детей в несанкционированных митингах и акциях опасно для их жизни и здоровья, так как во время массовых беспорядков может быть нанесен вред их здоровью, а также могут быть получены травмы различной степени тяжести.

Генпрокурор Александр Конюк: участие в несанкционированных массовых мероприятиях незаконно

Личностные факторы психологические условия, обуславливающие участие несовершеннолетних в массовых мероприятиях

О нормах и требованиях законодательства о массовых мероприятиях, выборах и проведении референдума, ответственности за их нарушение


ПАМЯТКА для родителей по профилактике экстремизма,

деструктивных проявлений

Молодежь в силу остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, которая наиболее подвержена экстремистским проявлениям, оказывается наиболее доступной для пропаганды радикальных идей.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по двум направлениям – это профилактика и непосредственное выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

Одной из особенностей современной Беларуси стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.

По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов.

Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму», Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. №77-З «О борьбе с терроризмом», иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.

В соответствии с законодательством на территории Республики Беларусь запрещается изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов.

Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой административную ответственность по ст.17.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов, если в этих деяниях нет состава преступления, — влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения».

Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ также является правонарушением (ст.17.14 КоАП).

Законодательством предусмотрена уголовная ответственность по ст. 294 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ), ст. 295 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ).

 


Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о проведении массовых мероприятий

Согласно ст.15 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» лица, нарушившие установленный порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Меры ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий принимаются как к организаторам, так и к участникам массового мероприятия.

Граждане могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности.

Уголовная ответственность установлена ст.196 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или лишением свободы на срок до пяти лет.

Статьей 23.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные участником таких мероприятий, влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, или административный арест.

Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин или административный арест.

Законодательством предусмотрена административная ответственность по ст.17.1 КоАП (мелкое хулиганство).

Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда войны, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в депутаты, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Кроме уголовной и административной ответственности установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.


ЗАЩИТИМ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ!УСЛЫШЬТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА!

ПАМЯТКА "Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних"

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведенияи данный тезис не требует особых доказательств.

Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом  развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего. Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:

  • особенности организма несовершеннолетних – их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц. 

  • прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем фактором - использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.

Справочно:

Сексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

  • ласка и трогание запретных частей тела, эротизированная забота;

  • демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого (развратные действия);

  • изнасилование 

Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием  детьми, проституция.

Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения, т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон. В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы». Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.

Признаки сексуального насилия у детей и подростков

В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения,

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

- боль в нижней части живота;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

- болезни, передающиеся половым путем;

- беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд,  вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестер;

- терроризирование младших и детей своего возраста;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции; 

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.
Появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если  они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь. 

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.  Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…


Листовка «Как уберечь ребенка от сексуального насилия»


ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Уважаемые родители!
В последнее время растет число детей, ставших жертвами сексуального насилия.
Сексуальное насилие причиняет непоправимый вред психическому и физическому здоровью детей.
У таких детей формируется заниженная самооценка, что влечет сложности в общении со сверстниками.
Жертвой сексуальных домогательств ребенок может стать не только на улице, в подъезде дома,  оздоровительном лагере, но и дома. Часто преступником становится близкий или знакомый ребенку человек.
Для совершения преступлений против половой неприкосновенности детей используется Интернет.
Любой ребенок может стать жертвой сексуального насилия, но чаще – это послушные, доверчивые дети.

Чтобы не случилось беды:

  • Приучите своих детей рассказывать Вам о событиях своей жизни, друзьях и научитесь их внимательно слушать;
  • Поощряйте детей делиться с Вами своими самыми сокровенными переживаниями;  
  • Будьте в курсе взаимоотношений своих детей со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • Задавайте детям вопросы об их переживаниях, страхах и огорчениях;
  • Научите своих детей правилам безопасного поведения. Разъясните, что не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше. Научите ребенка твердо говорить «нет» в случае любого посягательства на его неприкосновенность.
  • Установите программу «Родительский контроль» на персональных компьютерах своих детей.

Самым надежным способом, который поможет Вашему ребенку противостоять насилию, является Ваша любовь, внимание и взаимное доверие.


Уголовная ответственность за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Беларуси.
К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы личности относятся: изнасилование (ст. 166 УК), насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК), развратные действия (ст. 169 УК), понуждение к действиям сексуального характера  (ст. 170 УК) и др.
     

ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЁНКА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОРНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

"Об ответственности родителей за воспитание детей, обеспечение их безопасности"


ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений"

Ответственность за насилие в семье

Республиканская акция "Дом без насилия": информационные материалы


ИНФОРМАЦИЯ О КРИЗИСНОЙ КОМНАТЕ

БУКЛЕТ

ЛИСТОВКА


ДЕТСТВО БЕЗ НАСИЛИЯ

Уважаемые взрослые!

Наши мысли и убеждения в сочетании с привычными действиями мы ежедневно передаем молодому поколению.

Взрослые в силах сделать так, чтобы дети не плакали от боли и обиды, а улыбались от счастья и радости!

Дорогие родители, учителя и все взрослые люди! Помните, что для каждого ребенка любое наше слово, подкрепленное хорошим поступком, становится той путеводной нитью, которая поведет его через всю жизнь. Только своим примером можно вырастить и воспитать счастливых, целеустремленных, толерантных, ответственных, неравнодушных граждан своей страны!

Давайте будем примером своим детям! Ребенок берет за образец наше поведение и будет учиться у нас, взрослых, справляться с гневом без применения силы.

Нельзя недооценивать важность слов «Я тебя люблю». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поддержке, разговоре «по душам». Они хотят слышать «Горжусь тобой!»

Наши дети! Они смотрят на нас и надеются, что в наших душах есть место для них, для их чувств и переживаний, для их любви и их веры!!!
Задумайтесь! Соответствуем ли мы их надеждам?!


ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Игромания и ее последствия

  Пожалуй, каждый человек сразу подумает о зависимости от азартных или компьютерных игр услышав слово "игромания", и окажется, конечно, прав. Итак, игромания (она же лудомания, гемблинг, игровая зависимость) — это патологическая склонность к играм, которая заключается в частых повторных эпизодах участия в них и начинает доминировать в жизни человека, ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

 В системе кодирования болезней МКБ-10 игромания имеет код F63.0.

В последнее время проблема азартных игр приобрела исключительно важное значение в связи с повсеместным распространением денежных игровых автоматов, открытием множества казино, а также развитием компьютерных игр. Все они красиво оформлены, что способствует усилению суггестивного эффекта легкой возможности выигрыша за короткое время. Игровые автоматы давно распространены во всем мире. Так, еще в 1970-х годах XX столетия в Англии возникла проблема низкой посещаемости кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, за счёт возрастающей популярности залов игровых автоматов. В США, количество «проблемных игроков» — аддиктивных игроков, настолько зависимых от игровых автоматов, что их жизнь оказывается полностью подчинённой этой страсти, — достигала 5 % населения 15 лет назад. С развитием интернета эта цифра существенно возросла.

В связи с этим многие зарубежные исследователи считают азартные игры серьёзной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения.

Основные признаки игромании

Исследователи выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения:

  • постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.
  • изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
  • "потеря контроля", выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
  • состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре; причем они по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.
  • характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко всё более высокому риску.
  • периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», всё преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре;
  • быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну.

Факторы, предрасполагающие к игровой зависимости

Существуют определенные факторы, предрасполагающие к игровой зависимости. Среди них особо отметим:

  • участие в играх родителей, знакомых;
  • стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т. д.);
  • вещизм;
  • неправильное воспитание в семье;
  • переоценка значения материальных ценностей;
  • фиксированное внимание на финансовых возможностях;
  • зависть к более богатым родственникам и знакомым;
  • убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег;
  • принадлежность к этническому меньшинству;
  • отсутствие семейного статуса;
  • депрессия.

Основные стадии развития игровой зависимости

1.Стадия выигрышей - представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм.

2. Стадия проигрышей характеризуется часто игрой в одиночестве, хвастовством выигрышами, размышлениями только об игре. отмечаются затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности — раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть.

3.Признаками стадии разочарования являются: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.


Компьютер и дети

  Сегодня можно услышать множество аргументов, говорящих о пользе компьютера – о его положительном влиянии на умственное развитие детей, о расширяющихся возможностях для обучения (в том числе и в процессе различных игр, например, стратегических), о том, что с помощью компьютерных технологий, и в первую очередь Интернета, информация становится доступной любому пользователю вне зависимости от его места жительства. Создано и создается множество специальных обучающих программ – для дошкольников, школьников, студентов. Замечено, что многими навыками – например, счета, чтения с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и лучше, чем при обычном обучении. Но это все с одной стороны.

С другой стороны, существует множество опасностей, подстерегающих ребенка, приобщившегося к виртуальному миру. Это и нарушения нормального общения с детьми и взрослыми, и нечувствительность к эмоциям других людей, и перенапряжение глаз – можно перечислит еще многое. Назовем лишь одну, возможно, самую главную и пугающую – уход ребенка в виртуальный мир, замена реальной жизни виртуальной, возникновение так называемой “компьютерной зависимости”, когда ребенок проводит перед компьютером очень много времени, не может оторваться от него, когда время, проведенное без компьютера, кажется потерянным зря.

Эти противоречия говорят о том, что компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности, может быть и полезным, и вредным – в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет. Нельзя не согласиться с тем, что при неосторожном использовании компьютера травмы неизбежны. Но это можно сказать почти о любом предмете нашего обихода, даже о самых внешне безобидных детских игрушках.

Своеобразие ситуации в том, что в то время как для взрослых компьютер – это относительно новое явление, для многих детей он – обычная вещь, предмет быта, такой же, как телефон или холодильник. И хотят этого взрослые или не хотят, но дети будут интересоваться компьютером, поскольку это отвечает важной человеческой потребности – соответствовать технологическому уровню своей эпохи. И здесь самое важное – какова вообще жизнь ребенка в реальности. Исследования показывают, что далеко не для всех детей и подростков компьютер, Интернет служат способам ухода от реального общения. Для многих, наоборот, это основа для общения с друзьями. “Компьютерная зависимость” возникает, как правило, у тех детей, которые не уверены в себе, испытывают трудности в реальной жизни, не могут наладить нормального общения с другими людьми. Такие люди убегают в мир фантазий (и компьютер – лишь одна из многих возможностей такого бегства) или максимально сужают свою жизнь (отсюда взрослые “трудоголики” и ограничивающие свою жизнь только учебой школьники).

Хотим мы или не хотим, компьютер постепенно становится обычным атрибутом быта – таким как телефон, телевизор, радиоприемник. Поэтому не нужно пытаться искусственно ограничить возможности “общения” ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка, на то, чтобы ему не надо было уходить от действительности, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и т.п.


Десять правил безопасности для детей в Интернете

1. Посещайте сеть вместе с детьми, побуждайте их делиться опытом использования Интернета.

 2. Научите детей доверять интуиции - если их в Интернете что-либо беспокоит, пусть сообщают вам.

3. Помогите ребенку зарегистрироваться в программах, требующих регистрационного имени и заполнения форм, не используя личной информации (имя ребенка, адрес электронной почты, номер телефона, домашний адрес). Для этого можно завести специальный адрес электронной почты.

4. Настаивайте, чтобы дети никогда не давали своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.

5. Объясните детям, что в Интернете и реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.

6. Детям никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, так как эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

7. Скажите детям, что далеко не все, что они читают или видят в Интернете, - правда, приучите их спрашивать вас, если они не уверены.

8. Контролируйте действия детей с помощью современных программ, которые отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он там делает.

9. Настаивайте, чтобы дети уважали чужую собственность, расскажите, что незаконное копирование музыки, компьютерных игр и других программ - кража.

10. Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде - даже в виртуальном мире.


 Рекомендации  родителям по профилактике компьютерной зависимости

 1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова      не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более        часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.

2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер         — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю          со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя.     Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.

3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)

4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.)

5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам  в специализированные центры.