Советы педагога социального и педагога-психолога

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ

Как уберечь ребенка от нарушения закона

Административная ответственность несовершеннолетних (памятка для педагогов и родителей)

Уголовная ответственность несовершеннолетних (буклет для подростков, педагогов и родителей)


Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе

 

Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание способов формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально- психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами, являются следующие:

  • так как социально- психологический климат- это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их  о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
  • если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе, сходить в поход, отдохнуть;
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
  • привносить общечеловеческие ценность в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
  • создавать условия для повышения  комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно- положительных отношений между учителями и учащимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

        И хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Девидом  Мейстером  в книге « Делай, что исповедуешь», которые могут быть полезны педагогам:

1.Всегда исходите из того, что самый большой грех-нежелание хотя бы попытаться что – либо сделать.

2.Действия  руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

3.Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

4.Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.

5.Будьте последовательны , никогда не нарушайте своего слова.

6.поддерживайте в себе твердую веру в собственное предназначение.

7.Забудьте о покровительственном тоне.

8. Создавайте условия, а не диктуйте их.

9.Верьте людям, с которыми работаете.

10. Являйте собой пример, будьте такими, каким хотели бы видеть своего коллегу.

11.Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.

12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.


Рекомендации по распознаванию первичных признаков кризисных состояний несовершеннолетних

Трудное время на пути в юность

«Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети - счастье, дети - радость, дети - свет в окошке! Но дети - это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Дети - это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу - все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими - никогда».                 

Астафьев Виктор Петрович, русский писатель

 Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог».
В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность». Таким образом, слово «кризис» несёт в себе оттенок чрезвычайности, угрозы
и необходимости в действии. Само понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

 Что же может подсказать нам, взрослым, помочь понять, в какой момент времени ребёнок столкнулся с кризисной ситуацией и уже не видит путей выхода из неё?

Сигнальный этап кризисного состояния

Изменения в поведении являются основными маркерами кризисных обстоятельств, дают знать о негативном состоянии подростка. Они позволяют своевременно распознать надвигающуюся катастрофу по заметным переменам в обычной манере поведения.

Агрессивность. Многим кризисным ситуациям предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Ребенок изо всех сил пытается поддерживать образ своего «Я», пусть даже варварскими, на наш взгляд, способами, пробует любыми средствами сбросить внутреннее напряжение. Нередко подобное поведение оказывается призывом подростка обратить на него внимание и помочь. Однако агрессивное поведение обычно даёт противоположный результат – неприязнь окружающих, их отчуждение. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны окружающих людей. Напротив, в такой ситуации необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить помощь.

Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно
и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.

Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т. п. Но когда настроение чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

Депрессивные состояния. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях – прямой и открытый разговор с человеком.

Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями
и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.

Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести тяжёлое эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые имеют свойство накапливаться. Расставание
с родными, друзьями, привычным укладом жизни, столкновение
со значительными физическими и моральными нагрузками, конфликты могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляются развод родителей и семейные проблемы, то ситуация может спровоцировать тяжёлые личностные переживания.

Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения
в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый подросток неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, активно общаться, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

Деструктивная активность. Сюда относятся: увлечение компьютерными играми, рисунки агрессивного содержания, с темой смерти, с гробами и крестами, разговоры об убийствах, посещение кладбищ
и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.

Что делать? Как помочь?

Ø    Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим человек, который готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Не отталкивайте его, если он решил поделиться, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.

Ø    Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности.

Ø    Дайте знать, что хотите помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить всё в секрете, так как информация может повлиять на его безопасность.

Ø    Сохраняйте спокойствие и не осуждайте ребёнка, независимо от того, что он говорит.

Ø    Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза безопасности. Помните, подростки в большинстве случаев чувствуют даже малейшую фальшь.

Ø    Постарайтесь узнать у подростка план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности.

Ø    Важно убедить взрослеющего человека, что есть конкретные люди, к которым можно обратиться за помощью, психолог, психотерапевт и пр. В случае, если убеждение не подействовало, обращайтесь к специалистам самостоятельно.

Подростки - это люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых
и не совсем уверенные в своих силах. Мотивом подлинной помощи по преодолению кризисных состояний является бескорыстное стремление взрослого к благу «запутавшегося, невыносимого и обессиленного» ребенка. Только тот, кто искренне хочет помочь, способен понять трудности такого подростка, оценить сложности его взросления и найти адекватные средства для их разрешения. Подростки охотнее воспринимают советы и руководство взрослых, если чувствуют, что их любят, ценят и принимают. Они остро нуждаются в старших, которые бы заботились о них и помогали планировать дальнейшую жизнь. И если у них сложились такие отношения со старшими, то подростки смогут спокойно пережить грозы и бури, которые, конечно же, неминуемы в такой тревожный, полный волнений и неожиданностей кризисный период на пути в юность и взрослую жизнь.


Рекомендации в помощь педагогам  по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Тренинговые занятия, направленные на профилактику кризисного состояния у несовершеннолетних

Буллинг. Профилактика буллинга

Советы психолога: "Сигналы опасности" при переживании детьми утраты, которые должны насторожить педагога (взрослого)


Памятка для педагогов 
Основные подходы к профилактике наркопотребления

►Предоставление информации: знания о негативных последствиях наркопотребления. Стратегия запугивания, сознательного вызывания страха не всегда эффективна, так как срабатывает психологический механизм вытеснения, негативная информация стирается из памяти.

►Эмоциональное обучение: преодоление эмоциональных и личностных проблем, повышение коммуникативной компетентности, работа с низкой самооценкой. Неразвитой способностью к сопереживанию (эмпатией), «запретом на эмоции».

► Поведенческий подход: формирование жизненных навыков и умений противостоять употреблению наркотиков, повышение устойчивости к негативным социальным влияниям и индивидуальной компетентности.

► Предоставление альтернативы: развитие альтернативных социальных программ, где молодёжь может реализовать стремление к риску, поведенческую и творческую активность (организованный досуг, клубы, путешествия, походы, творчество, спорт).

►Укрепление здоровья: сочетание личного выбора и социальной ответственности за собственное здоровье, обучение жизненному стилю.

Советы педагогу

Своевременная помощь в случаях наркотического опьянения

Действия при признаках наркотического опьянения у учащегося:

-удалить учащегося из класса, изолировать от одноклассников;

-немедленно поставить в известность руководителя учреждения образования и родителей;

-связаться с инспектором по делам несовершеннолетних местного отдела внутренних дел;

-важно корректно общаться с ребёнком, так как, возможно, ему (ей) необходимы поддержка и понимание взрослого и помощь специалиста.

При признаках передозировки наркотиков необходимо:

-вызвать скорую помощь;

-повернуть пострадавшего на бок;

-очистить дыхательные пути;

-следить за состоянием пострадавшего;

-при частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту сделать искусственное дыхание.


Суицид. Как его распознать

Суицид – это добровольное лишение человеком себя жизни.

Особенности поведения ребёнка, которые должны насторожить взрослых:

1. Замкнутость, избегание общения с вчерашними друзьями.

2. Капризность, привередливость.

3. Длительная погруженность в свои отрицательные переживания, мрачное настроение.

4. Внезапные вспышки агрессии, гнева, импульсивность (которые не отмечались раньше).

5. Нарушение аппетита (его отсутствие или усиление).

6. Раздача собственных ценных вещей окружающим.

7. Эмоциональное потрясение пережитое ребенком (смерть близкого человека, развод родителей, нарушение отношений в семье, с одноклассниками, друзьями или подругами).

8. Утрата интереса к окружающему, прежние увлечения перестают приносить радость.

9. Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни.

10. Угрозы, любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно («Надоело все», «Хочу умереть», «Скоро все это закончится», «Всем скоро станет лучше», «Вы еще пожалеете обо мне» и др.). В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь.


Памятка учителям 1 классов

-Помогайте ребёнку организовать свою деятельность;

-Повторяйте последовательность действий из урока в урок;

-Организуйте деятельность первоклассника таким образом, чтобы каждые 10-15 минут менялся вид деятельности (устный опрос, письменное задание, чтение вслух и т.д.);

-Не пренебрегайте физкультминутками, особенно если видите, что внимание детей рассеивается;.

- Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания;

-Поощряйте их задавать вопросы, если что-то непонятно, снисходительно относитесь к тому, что первоклассники склонны спрашивать одно и то же по несколько раз;

Избежать непонимания на уроке помогут:

§ Задания, состоящие из коротких предложений, содержащие примеры;  

§ Планы и алгоритмы действия;

§ Поэтапное приучение учащихся к соблюдению правил: сначала закрепляем одно требование, затем другое


Запоминание материала учениками   

Память - запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение  прошлого опыта.

В процессе обучения особая нагрузка ложится на память. От уровня развития памяти зависит успешность учения школьников. Память - наиболее тренируемый познавательный психический процесс. Главное условие развития памяти - упражнение, тренировка. Успешность запоминания зависит от мотивации (побуждения к деятельности). На уроке важно создать мотивацию запоминания. Например, подчеркнуть значимость материала для дальнейшего изучения курса, для сдачи экзамена, тестирования, для дальнейшей жизни. Важно четко формулировать задачу запоминания: что запомнить, на какой срок, как точно.

     Виды запоминания:

Осмысленное запоминание - основано на осмыслении внутренних логических связей между частями материала.

Механическое запоминание — это запоминание без осмысления логической связи между частями запоминаемого материала. Например: заучивание статистических данных, исторических дат и т. д.

При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в слу­чае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

     Приемы осмысленного запоминания:

1. Установление связей запоминаемого материала с чем-либо по сходству, смежности или противоположности. Этому способствуют вопросы классу типа:«Что напоминает вам это слово? На что похоже это уравнение? Что напоминает эта картина?».

2. Выделение опорных пунктов, в качестве которых могут выступать фамилии, названия, даты, исторические персонажи, необычные, незнакомые слова, формулы, сокращенные названия и т.д.

3. Группирование - разбиение материала на части по смыслу, объему, ассоциациям, по известным основаниям и т.д.

4. Изображение или описание чего-либо в упрощенном и обобщенном виде, в графической форме, в виде схем.


Рекомендации педагога-психолога учителям

O    Не забывайте не только рассказывать, но и показывать, помните, что наглядность очень важна при обучении учащихся.

O    Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы.

O    Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

O    При первых неудачах пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

O    Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.

O    Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.

O    Нужно быть максимально терпимым, понимающим и мобильным, не переделывать ребенка, а попробовать изменить что-то в себе.

O    Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного.

O    Признайте за ребёнком право на индивидуальность, право быть другим.

O    Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

O    Ребенок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. «Падает тот, кто бежит; кто лежит, тот никогда не упадет». Старайтесь не выработать страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу.


Рекомендации по работе с неуверенными детьми

Неуверенные дети (подростки) не умеют опираться на собственное мнение, а склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети зачастую не могут самостоятельно проверить качество своей работы, так как они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают трудности при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В такой ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам, учителям или родителям (особенно при выполнении домашнего задания).

Неуверенные дети не умеют отстаивать собственную точку зрения, им сложно принять самостоятельное решение, они часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно учителю подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

     Рекомендации учителям по работе с неуверенными детьми:

очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора;

откажитесь от сравнения неуверенного ребёнка с другими детьми;

воздержитесь от советов и рекомендаций. Полезнее предложить ребёнку (подростку) самому сделать выбор и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»);

используйте ободряющие фразы, способствующие созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя всё получится», «Ты обязательно справишься»;

- если ребенок не может приступить к выполнению задания можно  спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» Можно также предложить ребёнку альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»;

поощряйте самостоятельность ребёнка;

- неуверенным детям не следует говорить фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение.


Приемы, способствующие формированию у ученика правильного поведения

1.Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.

2.  Доверие.

3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

4. Вовлеченность в интересную деятельность.

5. Пробуждение гуманных чувств.

6. Нравственное упражнение


Профилактика экстремизма

в подростково-молодежной среде

Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские  организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной  среде.

Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект):

Среди групповых  социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:

·  установки, предубеждения родителей;

·  взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);

·  влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.

·  стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе;

Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:

·  представления, установки подростков;

·  индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

·  эмоциональные особенности (состояние психического напряжения).

Основные задачи профилактики экстремизма:

·  Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

·  Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

·  Повышение  роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;

· Противодействие экстремизму через  общественные организации, ученическое самоуправление;

·  Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения;

·  Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

·  Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта.