Форум для обсуждения актуальных проблем воспитания

Уважаемые родители!

Свои вопросы Вы можете направлять на адрес электронной почты 

ozery@grodno-region.by 

После проверки модератором вопрос будет опубликован


Уважаемые родители!

На официальном областном телеграм-канале "Успешное родительство" запущен чат-бот по психолого-педагогической поддержке родителей "Опора" @psysupport_bot

Возможность получить быстрые ответы на часто задаваемые вопросы!


Коммуникативная компетентность детей и ее роль в системе карьерного роста человека

Уважаемые родители! Мы продолжаем с вами онлайн – диалог на тему коммуникативной компетентности. Сегодня речь пойдет о значении коммуникативной компетентности в карьерном росте человека.

С древних времен известно, что самое важное место в жизни общества занимает общение. Без общения невозможны развитие и воспитание личности, коммуникативное взаимодействие между людьми в социуме, а также обмен, передача и получение информации в таких сферах, как обслуживание, управление, педагогика, юриспруденция, культура  и т.д. Общение также занимает одну из немаловажных ролей в усвоении людьми культурных и общечеловеческих ценностей, получении общественных навыков и опыта. Когда люди общаются, у них происходит обмен идеями, интересами, настроениями и установками. В общении, в первую очередь, необходима культура речи. Культура речи - это те навыки и знания человека, которые обеспечивают ему грамотное применение языка в общении - как на письме, так и в устной речи. Это включает и умение правильно строить фразу, произносить без ошибок те или иные слова и словосочетания, а также пользоваться выразительными средствами речи.

Выделяют следующие основные технологии эффективного общения, которые помогают человеку сделать карьеру и быть успешным на работе:

– стараться сосредотачивать свое внимание на собеседнике и на том, что он пытается передать в своем сообщении;

– слушающему необходимо  уточнять у говорящего,  правильно ли он понял содержание принимаемой информации, а также ее детали;

– при получении информации от говорящего ни в коем случае нельзя его перебивать, давать различные советы, критиковать, а также подводить итог разговору. Все это можно сделать только после получения информации;

 – говорящему следует добиваться того, чтобы его правильно услышали и поняли. Если говорящий не до конца в этом убедился, ему не стоит переходить к новому сообщению;

– следует постоянно поддерживать атмосферу доверия и взаимного уважения между  говорящими;

– проявлять искренний интерес к собеседнику, улыбаться ему;

– вести разговор на те темы, которые очень интересны собеседнику;

– запомнить имя человека и постоянно упоминать его в разговоре.

Если правильно соблюдать эти правила, то общение будет приятным и  достигнет всех коммуникативных задач и целей, которые до этого были поставлены.

В любой профессии, какой бы она не была, успешность работы будет во многом зависеть  от коммуникативной компетентности человека. Люди общаются для того, чтобы получить удовольствие от общения, обменяться новой информацией, провести хорошо время в компании интересного человека.

Обучиться правильному общению можно не только в школе, но и в семье, прежде всего.

        Правила общения с детьми, которые сыграют большую роль в будущей профессии и карьере

1. Для развития у ребенка умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам». Используйте в этом случае пословицу: «Слово – серебро, молчание – золото».

2. Если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом, например: «На мой взгляд, ты забыл сказать что-то важное», сравните: «Сынок, поздоровайся с тетей».

3. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: «Давайте говорить друг другу комплименты».

4. Для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у нее настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как ее можно развеселить».

5. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза.

6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.


Уважаемые родители!

Наша встреча в online-режиме посвящена теме "Актуальные проблемы семейного воспитания"

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально – личностно и психологически значимых форм поведения. Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Семейный климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат негативных психологических принципов отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.

Проблемы в семейном воспитании связаны с отклонением в поведении детей. Отклоняющееся поведение - это поведение, которое противоречит общепринятым правовым или нравственным нормам.

Отклоняющееся поведение детей в семье классифицируют в зависимости от степени его социальной опасности, а также от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Наиболее характерными отклонениями являются:

  • Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенности шалости: ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

  • Озорство - тоже эпизод в поведении ребенка. В нем также проявляются выдумка, инициатива, активность. Но в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

  • Проступок - это уже социально опасное явление. Отличие проступков от озорства в их повторяемости и заблаговременной продуманности, что говорит уже о складывающихся негативных чертах характера.

Детский негативизм проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. 2 разновидности негативизма: пассивный (ребенок выражает свое нежелание выполнить просьбу или требование старших) и активный (ребенок поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требуют).

Средства предупреждения и преодоления негативизма: доброжелательные отношения в семье, чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, устранение случаев несправедливости, разумная требовательность и уважительная форма обращения к нему в процессе взаимодействия.

  • Упрямство - психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения ребенка, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов.

  • Капризы - нецелесообразные действия и поступки, необоснованное противодействие и сопротивление указаниям, советам и требованиям взрослых.

Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремления самоутвердиться и неумения избрать для этого адекватные средства.

Ошибка родителей в преодолении детского своеволия - чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают его волю, способность к инициативным самостоятельным действиям.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Причины грубости: несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

 


Уважаемые родители!

Наша встреча в онлайн - режиме посвящена теме «Как помочь сыну или дочери в выборе профессии?»

СВОЁ МНЕНИЕ ОСТАВЛЯЙТЕ В КОММЕНТАРИЯХ

           Детство пролетает как сон. Большую часть своей сознательной жизни мы являемся взрослыми людьми. Но задумывались ли Вы когда-нибудь о том, насколько успех нашей взрослой жизни зависит от того, как мы «поработали» в детстве?

          Как учились в школе, сколько книг успели прочитать, в каких ремеслах себя попробовали? Сумели ли вовремя понять, чем бы хотели заниматься в жизни, и определиться, какая профессия нам по душе и по силам? Согласитесь, от родителей здесь тоже очень многое зависит. И каждый родитель рано или поздно встает перед вопросом: как помочь своим детям в выборе жизненного пути?

         Как вы думаете,  во сколько лет у ребенка должна появиться хотя бы мысль о будущей профессии, и когда стоит бить тревогу и предпринимать какие-либо  действия родителям, чтобы ребенок задумался о своем будущем?

         Психологи считают, что  мысли о будущей профессии приходят к детям достаточно часто и меняются несколько раз. Поэтому следует предоставлять им возможность объять все, что они хотят. В 1 – 6 классах ребенок еще не знает себя, он себя только узнает и познает, и он должен многое попробовать, чтобы понять, что ему нравится, что ему близко. Если уже к 9-му классу, когда ребенок сдает экзамены за курс базовой  школы, и когда уже есть возможность выбора: идти в колледж, или уходить в 10-й класс дальше учиться, — он еще не определился, тогда стоит задуматься – куда же ему все-таки двигаться дальше. До 8-го класса и начала 9-го можно еще спокойно дать ему возможность менять свое мнение.

           Например,  сыну 10 лет, и он профессией футбола бредит уже практически, как начал разговаривать. Стоит ли серьезно к этому относиться, или может, нужно предлагать ему какие-то другие варианты профессий, а не только футболиста?  

          В такой ситуации   родителям нужно трезво оценить успехи ребенка. Если он занимается на протяжении долгого времени, и тренер говорит, что из мальчика может действительно получиться в будущем хороший футболист, и карьера может сложиться, то может быть, определилась его будущая судьба. Если Вы видите, что все не так гладко, и есть чувство неуверенности в том, что это его путь, то надо все-таки находить какие-то запасные пути, они никогда не помешают, и посмотреть, что же еще ребенку дается, что  еще ему интересно, помимо футбола.

           Дочери  пришло время выбирать профессию, она  по-прежнему  затрудняется. Как помочь подростку определиться с будущей профессией?

       Для начала стоит определить, что же все-таки интересно девочке, и к какому типу профессии она больше себя относит, что у нее получается лучше. В традиционной классификации выделяют несколько типов профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек – знаковая система», «человек – человек» и «человек — художественный образ». Есть еще новые веяния в этом вопросе: кто-то выделяет шестой тип: «человек — самореализация». Традиционно их пять.

«Человек - природа». Естественно, что таким людям нравится взаимодействовать с живой или с неживой природой, вообще с природой. Им нравится проводить время в заботе о животных, им интересен мир растений, и здесь можно сразу понять, что этот человек относится к этому типу.

«Человек- техника». Здесь все тоже лежит на поверхности — это человек, у которого достаточно легко получается взаимодействовать с техникой. Например, он может быстренько починить что-то, разбирается во всех механизмах, они его слушаются и поддаются ему.

«Человек — знаковая система». Это человек, у которого хорошо получается взаимодействовать с миром знаков, информацией в виде таблиц, цифр, чертежей — все, что связано с обозначением, т. е. с превращением информации в знаковую систему. Если человеку это интересно, то можно подумать о том, чтобы искать ему специальность именно в этом направлении.

«Человек — человек». К этому типу относится человек, которому нравится взаимодействовать с людьми. Он любит общаться, легко идет на контакт, для него общение очень важно в жизни. Поэтому ему больше всего подойдут такие профессии, которые требуют общения с другими людьми.

«Человек — художественный образ». Это творческие люди, которым интересно рисовать, петь, танцевать — то есть не просто что-то выполнять, а именно привносить что-то свое. К ним относятся художники, актеры, и т.д.

Шестой тип, который уже сейчас выделяют: «человек – самореализация». Это человек, для которого важно добиться каких-то определенных результатов, показать себя, реализовать себя в чем-то. Это спортсмены, политические деятели, фотомодели, — профессии, связанные с реализацией именно самого себя.

         Очень многие профессии взаимодействуют с разными типами, и нельзя сказать, что какая-то профессия относится только к одному-единственному типу. И, тем не менее, важно понять, к каким  хотя бы двум типам ребенок  больше относится, ведь это уже поможет  сузить круг.

              Кроме того, есть люди исполнительского типа и есть люди творческого типа. Кому-то проще выполнять готовое задание, которое ему дали. Им нужна такая работа, где  все предсказуемо, есть четкий график работы, режим дня, есть четкие обязательства, объем работы. А есть те, которым, наоборот, очень тесны определенные рамки, и им проще работать в каком-то творческом режиме. Когда они сами определяют примерные сроки для себя — они более свободны, и для них это очень важно. Каждый конкретный человек должен, прежде всего, честно ответить самому себе на вопрос: «Я - больше исполнитель, или я - больше творческая натура, чего во мне больше»? И тогда будет понятно, учитывая эту особенность, по какому профессиональному пути стоит двигаться, а где будет достаточно трудно.

         При выборе профессии необходимо учитывать интересы, способности и личностные качества детей. Бывает так: есть интерес к чему-то, а способностей в этом направлении не хватает. Или способности хорошие, но нет определенных личностных качеств, которые нужны именно для этой профессии. К примеру, профессия работника МЧС – ребенку интересно, он может освоить это, а не хватает выносливости, выдержки, самообладания. И тогда встает вопрос: выбирать ли этот путь, если чувствуется подобное расхождение. А бывает ситуация, когда человек настолько хочет идти по данному профессиональному пути, что он занимается самовоспитанием, и ему удается выработать в себе какие-то личностные качества, которых не было изначально, — ради того, чтобы быть в этой профессии.

         Если все - таки есть затруднения, стоит обратиться за консультацией к психологу.

  Куда может подросток 15-ти лет самостоятельно обратиться, где ему могут помочь с выбором профессии?

          Во-первых, это школа, в которой он учится. В каждой школе есть ответственные за профориентацию. Иногда - это бывает психолог, иногда - социальный педагог, иногда - учитель, который отвечает за профориентацию. При Гродненском государственном университете им. Я.Купалы функционирует центр профориентации, где можно пройти (на платной основе)  диагностику и получить профконсультацию. Если у вас нет возможности получить платную услугу, чтобы определиться с выбором профессии, есть и бесплатные ресурсы, которыми надо воспользоваться. Сейчас в интернете очень много статей на тему, как лучше себя узнать, выложены профориентационные тесты.

Девочке 15 лет. Она хочет стать  «звездой», но говорит, что у нее нет для этого достаточного таланта, и теперь она будет всю жизнь несчастна, так как ничем другим заниматься не хочет. Она говорит родителям: «Выбирайте для меня любую профессию, но хотя бы денежную». Учится она хорошо и имеет шансы поступить в любой вуз. Что  делать – действительно выбрать для нее профессию — брать такую огромную ответственность на себя или…

        В таком случае необходимо определиться,  действительно ли по этому пути у ребенка нет шанса достичь успеха, действительно ли у девочки много каких-то ожиданий, амбиций, а на самом деле - она и поет не очень, и танцует не очень. И тогда, может быть, стоит дать ей возможность найти себя в чем-то еще, а все остальное оставить как хобби.

          Если здесь все-таки речь идет о том, что она хорошо  поет и танцует, но есть  заниженная самооценка, неуверенность в том, получится ли у нее — тогда нужно работать над повышением самооценки и выработке уверенности в том, что все получится.

Еще один вариант: стать «звездой» можно и после получения  высшего образования по другой профессии.

                  Нужно учесть еще и то, что если у человека всегда была только задача стать знаменитым, и вдруг это действительно не получается, то для него весь мир рушится. Надо все-таки вокруг своей мечты что-то ещё сооружать и засеивать, чтобы было на что опереться и чем жить.

                   И все - таки ответственность за выбор профессии принимает человек – подросток. Но правильная родительская поддержка детям очень нужна.

                  Необходимо детям донести еще одну – очень важную информацию: получив профессию, которая соответствует личностным качествам, и выбрана с учетом интересов и способностей, человек всегда сможет найти, куда ее применить;

 образование отнюдь не заканчивается получением диплома о высшем образовании, в настоящее время можно несколько раз переобучиться и найти именно то, что окажется необходимым именно сейчас. И вообще – выиграет тот, кто учится всю жизнь

Несколько советов родителям:

- родители – самые близки люди, которые желают своему ребенку  только добра; но иногда их советы могут оказаться не самыми дельными. Ведь часто взрослые пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты через детей. Чтобы не навредить, надо как можно больше говорить с детьми и и слушать их;

 - стоит побуждать подростка к самоанализу; много расспрашивать – что нравится, что любопытно, чему хотел бы научиться, что модно; каковы его сильные стороны, слабые; не надо навязывать свое мнение; стоит прислушаться к его предпочтениям; дискуссия поможет увидеть, насколько ребенок разбирается в выбранной профессии и готов ли трудиться для ее освоения; не нужно критиковать ребенка;

 - обсуждая выбор ребенка, надо узнать, почему он остановился именно на этой профессии, что его в ней привлекает; не стоит сразу отбрасывать его вариант. Можно посмотреть на ситуацию со стороны или поставить себя на место ребенка; у него не хватает опыта, чтобы реально оценить свой выбор; но часть ответственности нужно переложить на его плечи. Пусть делает выбор под вашим руководством.
- необходимо учитывать реальные способности своих детей; иногда  проблемы со здоровьем не дают освоить ту или иную профессию; но даже дети с ограниченными возможностями могут осваивать определённые специальности, их существует более 100 видов;

- первый трудовой опыт дети получают в семье в раннем возрасте, они берут пример с родителей;  отношение к работе у них сформируется такое же; если подросток имеет идеалы, умеет самостоятельно принимать решения, то ему будет намного проще сделать выбор; за развитие этих навыков у детей отвечают родители;
- в  столь трудный период своей жизни ребенок должен чувствовать поддержку и понимание со стороны родителей и окружающих; прислушиваясь к себе и анализируя свои силы, можно выбрать достойную профессию, которая будет приносить удовольствие.

Уважаемые родители! Согласны ли Вы с нашими размышлениями?
Желаем успехов!